Поиск по сайту
Андрей Дмитриевич Сахаров. Биография. Летопись. Взгляды
Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайта
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь

RSS.XML


Пожертвования









Андрей Дмитриевич Сахаров : Библиографический справочник : в 2 ч. Ч. 1 : Труды : Электронная версия


Фильм Мой отец – академик Сахаров :: открытое письмо Генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту


 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ    КАЛЕНДАРЬ 
    Главная >> Музей и обществнный центр >> Выставки >> Запретное искусство — 2006   
 

Свобода творчества и свобода кощунства: дискуссия о границах допустимого

"Должны ли быть в современной культуре запреты и ограничения? Если да, то кто должен их контролировать? Если нет, то где граница между дозволенным и недозволенным? И не приведет ли это к вседозволенности, которой так страшился Федор Михайлович Достоевский?" - таковы были вопросы дискуссии "Табу в современном искусстве", которая прошла 28 марта в Общественном центре-музее имени Андрея Сахарова. Дискуссия была проведена в связи с открытой здесь с 7 по 31 марта экспозицией "Запретное искусство-2006", вызвавшей широкий общественный резонанс.

Перед началом встречи у здания Центра имени Сахарова состоялся пикет православной молодежи, участники которого держали лозунги и плакаты. "Эта выставка и сам центр проводят провокационные действия, которые могут повлечь за собой массовые беспорядки и разжигание межрелигиозных войн. Это наша страна и наш народ, и мы хотим защитить его от подобного искусства", - заявил организатор пикета Михаил Налимов.


"Граница искусства - это свобода человека, - считает куратор выставки Андрей Ерофеев. - Нельзя ни в коем случае нарушать эту свободу. Человек может смотреть, а может не смотреть. Его нельзя насиловать ни в физическом, ни в духовном смысле. Однако мы не можем запретить авторам выражать самих себя. Ведь если они создают такие картины, значит, это кому-то нужно? И если на подобные выставки приходят люди, значит, им это необходимо. И мы также не можем запретить людям приходить и смотреть на творения авторов".


"Вопрос состоит не в том, должны ли себя сдерживать художники в своем творчестве, опираясь на аксиологические и религиозно-духовные нормы общества, а вопрос в том, насколько серьезно воспринимать эти работы. Ведь на Руси издревле была традиция скоморошества, когда балаганные театры высмеивали какие-то государственные и церковные устои. И это было и жило в народе. Почему бы и сейчас не увидеть в этой выставке просто игру? Игру с символами времени, игру с подручными материалами, с собственным сознанием?" - заявил директор центра имени Сахарова Юрий Самодуров. Директор музея напомнил, что Россия - светское государство, и что в нем должны поддерживаться принципы толерантности и свободы слова и мысли.

Юрий Самодуров особо подчеркнул, что каждый человек имеет право на кощунства и "безбожность". "Если мы запретим сегодня эту экспозицию, то мы ничем не будем отличаться от Саудовской Аравии, где табуированы любые проявления свободы воли и выбора человека. А не превращается ли нынешняя Россия в некоторое подобие "Православной Саудовской Аравии", когда "духовный гегемон" требует действовать только по четко расписанным и разрешенным канонам?"


Координатор Союза православных братств Юрий Агещев выразился довольно резко: "Нельзя прикрываться толерантностью, господа. Вы ведь сами даете православным людям повод быть националистами и шовинистами. Ведь мы - православная страна. Со своими традициями и культурой. Подумайте, что вы пожинаете, устроив эту кощунственную экспозицию?"
Агещев напомнил собравшимся, что, например, одна из работ, выставленная в экспозиции, принадлежит художнику Авдею Тер-Оганьяну, который в 1998 году во время акции "Юный безбожник" в "Манеже" изрубил бумажные софринские иконы. "Вы сеете бурю, господа, и очень скоро вы ее пожнете. И когда вас будут избивать на улицах Москвы, вам никто не поможет", - завершил свое выступление Агещев.

Руководитель общественной организации "Экология и права человека" Эрнст Черный заявил, что "любая религия хороша сама по себе до тех пор, пока она является частным делом конкретного человека. Но как только она превращается в государственную религию - это становится катастрофой для страны". "Церковь более семидесяти лет молчала под пятой СССР и КПСС. А сегодня она стала таким же гонителем, как прежние советские гегемоны", - считает он.


Руководитель радио "София" протоиерей Иоанн Свиридов в равной степени осудил как противников, так и сторонников данной акции. Церковь, сказал он, не может быть идеологией, а именно так многие участники нынешнего собрания понимают православие.
"Что такое человеческое творчество? Это выявление себя. Тут могут быть ошибки, тут может быть желание показать свой внутренний, скрытый мир. Это объект изучения и объект современной культуры. Это также объект христианского отношения к этой культуре. Ведь именно здесь человек обнажен. Но это есть проявление человеческого. А ведь наивысшим проявлением человечности было отношение Христа к распинающим его: "Я прощаю их всех", - сказал о. Иоанн.
Поэтому, по мнению священника, христианин не может быть агрессором по отношению к чужому греху, ибо он носитель прощения. "На выставке нет ничего, что бы все мы не видели в обычной жизни, на улице, в общественных местах. И если мы хотим избавиться от этого проявления "искусства", то начинать надо не с этой выставки, и не с центра имени Сахарова. Начинать надо с нас самих и с нашего отношения к жизни и религии, с нашего отношения к вере", - заключил о. Иоанн Свиридов.

Regions.Ru попросили прокомментировать эту коллизию кандидата искусствоведения, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях протоиерея Бориса Михайлова.
Отец Борис сказал:
"Вопрос о соотношении свободы творчества и уважения к чувствам верующих нужно задавать не представителям Церкви, а самим художникам. Что касается данной выставки, то речь здесь идет не столько о свободе творчества, сколько о свободе эпатажа, разрушения элементарных моральных принципов - то есть о явлении уродливом, духовно ничтожном и по сути демоническом.
Церковь не вмешивается в творческий процесс художников-мирян. Здесь можно говорить только о цензуре внутри самой Церкви. Но Церковь не может молчать, когда Ее святыни подвергаются поруганию".


Осудили выставку и мусульмане. Фарид Батыргареев, помощник настоятеля Соборной мечети Твери, заявил:
"Задевать чувства верующих и провоцировать людей - более нечеловеческий поступок. Под маской либерализма и свободы творчества кроется кощунственное лицемерие, глубокое неуважение, а то и настоящая ненависть к ближнему, к верующему человеку. И допускать такое просто непозволительно. С таким отношением друг к другу мы далеко не уйдем. Конечно, это нарушает конфессиональный мир России.
Вера в Единого Творца древнее, а значит, и сильнее новомодных художественных школ и направлений - и людей, их выдумавших. Религиозные каноны останутся вечными правилами поведения для людей, большинство из которых проникнуты любовью и состраданием к своему ближнему, не важно, кто он - христианин он, мусульманин или иудей. А художественные школы и направления, думаю, будут изменяться, трансформироваться, появятся другие. Важно, чтобы они никого не оскорбляли и никого не провоцировали. Хотите показать свое творчество, то, что придумали и изложили на холсте - ваше дело, пожалуйста! Но зачем вы, господа оформители, топчете моральные ценности и этику?! Под лозунгом свободы творчества сейчас некоторые позволяют себе все, что их заблудшей душе угодно.
Сегодня задеты православные, завтра могут быть ущемлены правоверные, потом иудеи, потом протестанты, буддисты. Далее везде?! А потом на нас, выступивших против выставок подобным Сахаровской, будут вывешивать ярлыки вроде "Мракобесы!", "Душители свобод!". А если дело дойдет до мусульман, думаю, пойдут обвинения в проповеди радикального ислама и рекомендации соответствующим органам заняться их прямыми обязанностями. Это мы уже проходили".


Его поддержал и Рамиль-хазрат Садеков, настоятель Исторической мечети Москвы, глава Благотворительного фонда "Историческая мечеть". Он сказал:
"Свобода слова и творчества ни в коем случае не должна становиться оружием против другой свободы, религиозной. Верующие в храмах не призывают к насилию, не провоцируют. Наоборот, в церквях и мечетях каждый день говорят о том, что все мы люди и обязаны относится друг к другу как к человеку: со вниманием и уважением, с умением понять и прощать.
Замечу, что многие художники и писатели, отечественные классики, с особым пиететом относились к верующим, посвящая свои работы духовной жизни народа России. Вот где пример для подражания!
Меня волнует и другой вопрос: почему кощунственная выставка, направленная против наших братьев православных, проходит именно в центре, носящего имя Сахарова? Насколько я знаю, Сахаров посвятил свою жизнь не только науке, но свободе общества, боролся за эту свободу, был в ссылке. И теперь его именем прикрываются организаторы антиобщественной акции. Как такое вообще может быть?!"

Протесты верующих против публичного кощунства под маской искусства - не редкость и на Западе. Одним из примеров, когда христиане открыто протестовали, не боясь никаких последствий, стало скандально известное турне "Confessions" популярной певицы Мадонны (Луизы Чикконе) летом-осенью 2006 года. Единодушное возмущение в среде верующих вызвал номер "Live to tell", во время которого певица в символическом терновом венце "распиналась" на огромном кресте. Акции протеста сопровождали Мадонну по всей Европе.

Еще одно культурное событие, объединившее христиан всего мира - выход на экраны фильма Рона Ховарда "Код да Винчи" по одноименной книге Дэна Брауна. Против того, чтобы в кинотеатрах демонстрировалась история о ложности христианского учения и версия жизни "потомков Иисуса Христа", выступили христиане практически всех деноминаций и стран.

Осенью 2006 года христиане США и Индии одержали победу над американской трэш-металлической группой "Slayer". На обложке диска группы, вышедшего под названием "Christ Illusion", было размещено карикатурное изображение Христа с отрубленными руками. В результате серии акций протеста американский релиз альбома вышел с другой обложкой, а в Индии весь тираж диска был попросту отозван из продажи.

REGIONS.RU
29.03.07













© 2001 - 2017 Sakharov Museum. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт www.sakharov-center.ru (hyperlink) обязательна.